Основные правила эквализации

Основные правила эквализации

Ниже давайте обсудим основные правила эквализации, которые помогут научиться правильно и максимально эффективно применять эквалайзер при микшировании, работе с вокалом и инструментами. Эти правила будут полезны не только новичкам, но и опытным пользователям, разбирающимся в эквалайзерах и принципах их функционирования.

Первое правило: Не нужно эквализировать все подряд

Перед началом каждой эквализации следует убедиться, действительно ли она необходима в данном случае, ведь у этого процесса есть собственные, конкретные цели, а потому не стоит эквализировать все, что только вздумается. В частности, выделяют три причины, действительно требующие применения эквалайзера, а именно:

  • Нужно получше уложить в микс какой-либо инструмент. Нередко один из инструментов звучит отдельно от остальных, слишком выделяясь, либо наоборот теряется на фоне других. Эквализация помогает разрешить эту проблему.
  • Коррекция тембра инструмента. Тембру может не хватать плотности, глубины или объема, а эквалайзер сможет с успехом изменить тембр звучания инструмента в нужную вам сторону.
  • Создание определенного звукового эффекта. Здесь все предельно ясно — благодаря эквализации вы сможете добавить в свой микс ряд спецэффектов, способных значительно усилить его художественную составляющую (к примеру, усилив либо срезав нужные частоты).

Если ничего из указанного выше вы не отметили, а добавлять спецэффекты не планируете, то и эквализация вам не понадобится.

Второе правило: Cоблюдайте меру

При безграмотном и чрезмерном использовании эквализация только ухудшит звук, а потому очень важно не перестараться и вовремя остановить процесс. По этому поводу существует несколько проверенных профессиональных советов:

  • Во-первых, — изменение одной из частотных групп на 6 дБ и больше и отсутствие при этом ощутимых подвижек в звуке является признаком верной ошибки при работе с частотой.
  • Во-вторых, — если для получения требуемого звука вам необходимо усиливать или же понижать уровень на 12 дБ и больше, то, скорее всего, с исходным звуком что-то не то, ведь он требует достаточно грубой частотной коррекции. При наличии возможностей куда проще будет создать новую запись, но учитывая обнаружившиеся при сведении недостатки.
  • В-третьих, — после эквализации полученный и исходный варианты сравнивают, выбирая лучший. При этом звучание необходимо сравнивать только в миксе, поскольку в режиме «соло» эквализированные инструменты нередко звучат очень плохо. При необходимости вы сможете скорректировать и улучшить полученный после эквализации микс.

Третье правило: Больше понижайте

Работа эквалайзера становится менее заметной при понижении уровня частот, а вот при его повышении она выглядит куда ярче. Следовательно, в момент коррекции амплитудных и частотных параметров нужно не повышать, а понижать уровень частот. Конечно, не стоит отталкиваться исключительно от понижения, но помните — при повышении частот, в отличие от их понижения, все эквалайзеры начинают значительно искажать тембр. Подумайте, хотите ли вы исковеркать итоговый звук? А для добавления одних частот можно просто убавить другие (например, при добавлении высоких частот, убавляйте низкие и средние).

Четвертое правило: Более высокая частота дает большую ширину полосе пропускания.

Верным залогом успешной эквализации является работа по коррекции ширины полосы пропускания, ее всегда нужно проводить максимально точно. Так, работая с низкими частотами, профессионалы используют более узкие полосы, опасаясь утратить низ. А вот корректировать высокие частоты лучше с помощью широких полос. Но чрезмерной ширины полос пропускания при работе на понижение в ВЧ-диапазоне допускать не нужно — из-за этого тембр потеряет яркость, а звук станет весьма тусклым.

Пятое правило: Не забывайте об анализаторе спектра

Эквализация в обязательном порядке требует использования спектрального анализатора, визуально отображающего АЧХ сигнал. Благодаря анализатору вы сможете в режиме реального времени отслеживать амплитудно-частотные характеристики, со всеми их отклонениями и изменениями, что очень важно, поскольку уловить эти изменения на слух практически не возможно. Также использование анализатора спектра помогает определять чересчур громкие частоты, провалы в звуке и участки перекрытия спектров.

Шестое правило: Идеальных эквалайзеров еще не изобрели

Универсальных эквалайзеров не существует, а потому в каждом конкретном случае необходимо подбирать конкретное устройство с нужными вам характеристиками. При выборе между графическим и параметрическим эквалайзером лучше остановиться на втором варианте. Конечно, освоение параметрического прибора и его настроек потребует от новичка определенных усилий, но в отличие от графического, параметрический эквалайзер позволит вам в разы точнее менять АЧХ сигнал. Количество полос также важно, их должно быть не меньше четырех — это обеспечит точную и выверенную коррекцию при эквализации.

Седьмое правило: Не используйте пресеты

Следует помнить, что при эквализации пресеты применяются лишь в художественных целях, а вот техническая обработка не только не требует, но и не терпит их использования — эквалайзер в этом случае настраивают исключительно вручную. Отметим и то, что таблиц, определяющих частоты для какого-либо отдельного случая не существует. Есть немало таблиц с указаниями частот и инструментов, требующих корректировки, но приведенные в них значения усреднены, а потому условны.

Теперь вы знаете основные правила эквализации. Таким образом, любая работа со звуком, включая эквализацию, требует серьезного и осмысленного подхода, исключающего хаотичность и банальное копирование чужих настроек. Необходимо не только знать устройство и функции эквалайзера, но и четко осознавать, с какой именно целью вы хотите его использовать в каждом конкретном случае. И тогда все получиться!

Оцените статью
Поделиться с друзьями